Колмовский
мост через р.Волхов
построен в 1978 году по схеме 2х63+70+105+70+2х63 м. Высота главных
балок
переменная: в русловых пролетах от 2,5 м до 5,7 м (над опорами №4 и
№5), на
остальном протяжении моста высота составляет 2,7 м. В поперечном
сечении
пролетное строение состоит из двух коробок, имеющих ширину по верхней
плите
10,9 м. Расстояние между осями главных балок составляет 11,44 м.
Материал пролетного
строения – предварительно-напряженный железобетон марки 500
по прочности.
Предварительное обжатие блоков пролетного строения производилось
пучками из 48
проволок диаметром 5 мм. Расчетное сопротивление высокопрочной арматуры
10 150 кгс/см2. Проектное
контролируемое усилие в пучке – 104
тс. Пролетное строение
собиралось из отдельных блоков весом от 45 до 60 тонн, длина блоков от
1,5 м
(опорные блоки) до 3,2 м. Стыки между блоками – клеевые.
Изготовление
и монтаж
блоков пролетных строений производились уравновешенными
«птичками», самая
длинная из которых имела длину 100 метров. В неразрезную систему
«птички»
объединялись поперечными и продольными монолитными стыками по всей
длине
пролетного строения.
В процессе строительства
были допущены отклонения в положении пролетного строения от проектного
в плане
и профиле. Для исправления отклонений был уложен дополнительный
выравнивающий
слой бетона. Кроме того, в процессе
строительства был выявлен ряд стыков с неотвердевшим клеевым составом.
По
рекомендации и с участием сотрудников «Союздорнии»
эти стыки были усилены
металлическими шпонками диаметром 50 мм.
После проведенного
обследования и расчетов конструкции пролетного строения была выявлена
необходимость его усиления по следующим параметрам:
1.
Усиление нижнего пояса балок в крайних пролетах моста и руслового
пролета 4-5, работающих на максимальные изгибающие моменты от
постоянной и
временной нагрузок.
2.
Проведение мероприятий по исключению растягивающих нормальных
напряжений
в уровне верхних и нижних сечений балок пролетного строения.
3.
Усиление вертикальных стыков в стенках блоков пролетных строений,
работающих на поперечную силу.
С
учетом полученных
результатов обследования и расчетов проектом капитального ремонта
моста,
разработанным «НПП СК МОСТ», предусмотрено
выполнение следующих работ:
1.
Установка металлических шпонок диаметром 120
мм в
пробуренные отверстия в стыках блоков по всей длине моста. Бурение
выполняется
установкой алмазного бурения ДД250 с алмазным колонковым буром внешним
диаметром 122 мм. Шпонка изготавливается из отрезка трубы длиной
200-300 мм
диаметром 120 мм толщиной стенки 10-12 мм. Труба заполняется
фибробетоном.
Перед установкой шпонка обмазывается эпоксидным компаундом. Плита
шпонки крепится
к стенке блока посредством четырех анкерных шпилек диаметром 24 мм с
наружной
резьбой. Шпильки устанавливаются в пробуренные перфоратором отверстия
диаметром
30 мм на клеевой состав. После отвердения клея производится затягивание
гаек на
шпильках. Затем производится заполнение зазоров между стенкой блока и
опорной
плитой шпонки.
2. Усиление
стенок блоков пролетных строений производится
путем устройства железобетонной рубашки по внутренним поверхностям этих
стенок.
В крайних пролетах 1-2 и 7-8 толщина усиления 130 мм, в пролетах 2-3,
3-4, 5-6
и 6-7 – 70 мм. Армирование стенок производится стержнями
арматуры класса АIII, марка бетона – В 30.
3.
Натяжение пучков из высокопрочной проволоки
производится
в крайних пролетах 1-2, 7-8 и в среднем пролете 4-5 (по 4 пучка по
нижней плите
в каждой коробке). Каждый пучок формируется из 12 прядей высокопрочной
арматуры
диаметром 18 мм. Пучки устанавливаются в омоноличенные
каналообразователи из
металлической гофрированной трубы внутренним диаметром 100 мм.
Натяжение пучков
производится на омоноличенные упоры на усилие 220 тс после достижения
бетоном
прочности не менее 70% от проектной (В 40).
Кроме
того, в верхних
углах коробок пролетного строения над опорами №№ 2-7 и по нижней плите
в
пролетах 1-2 и 7-8 производится натяжение шпренгельных пучков из 12
прядей d=18 мм в защитной пластиковой оплетке типа
«Моностренд»
на усилие 220 тс. Натяжение производится на металлические анкерные
упоры.
Направление пучков задается при помощи отгибающих устройств. Анкерные
упоры и
отгибающие устройства крепятся к поверхности бетона при помощи анкерных
шпилек
М20 и М27, вклеиваемых в бетон клеевым составом Hilti. В связи с
повреждением высокопрочных пучков по нижней
плите пролетного строения в пролетах 1-2 и 7-8 проектом предусмотрено
устройство временных опор на период ремонта.
4.
Дефекты бетонных поверхностей пролетных
строений в зависимости от их
характера устраняются по специально разработанным технологиям, в том
числе с
использованием углеволокна.
Все вышеуказанные,
предусмотренные проектом работы были выполнены - конструкция
этого сложного мостового сооружения была усилена, в том числе выполнено устройство накладной плиты
и мостового полотна проезжей части, создано безопасное барьерное
ограждение, установлены перильные ограждения с одной стороны,
все опоры освещения. По итогам основных выполненных мост был обследован, 31 октября 2021 года испытан под
современные нагрузки и открыт для движения автотранспорта.
В
период производства работ, к сожалению, возникли факторы
существенно усложнившие производственный процесс:
- оплата
выполненных работ Заказчиком с момента сдачи документов происходила
спустя 30-60 дней
-
значительно выросли цены на материалы и увеличелись
сроки поставки материалов поставщиками, что не предусмотрено сметой и
графиком
- были
сняты с производства некоторые материалы, что
потребовало внесения изменений в проект и дополнительных
согласований
- качество
работы местных подрядчиков, длительная выдача ТУ
эксплуатирующими организациями
- приостановка
работ связанная с COVID-2019, аномальные погодные условия и пр.
В связи с
этим на зимний период работы приостановлены, но несмотря на
это ООО "НПП СК МОСТ" уплачивает Заказчику пени, имеет все ресурсы, в
том числе материалы и готово завершить оставшиеся 10% работ в полном
объёме как можно быстрее при наступлении соответсвующих
погодных условий.