Капитальный ремонт моста через реку Шильна (Боровецкий мост) в г. Набережные
Челны Республики Татарстан
В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги»
предусмотрена отдельная подпрограмма восстановления аварийных и предаварийных
мостов, однако вопрос финансирования дорожной деятельности – один из самых
болезненных для регионов. В связи с этим, оперативное приведение в нормативное
состояние существующих мостовых сооружений с акцентом на их ремонте и
капитальном ремонте является актуальным вопросом.
В
этой связи предполагается новый взгляд и подход к переформированию элементов
усиления, не в отдельной каждой балки, а объединению двух, трех соседних балок
в новую монолитную коробчатую. Причем, такая конструкция может быть
использована для усиления отдельного разрезного пролета, а может быть
использована и для переустройства в неразрезное пролетное строение при замене
набора опорных частей.
Формула данного конструктивно-технологического решения защищена патентом
№2640855 от 12.01.2018г. «Способ усиления пролетного строения моста». Технология была
успешно испытана на испытательном стенде ООО «НПП СК МОСТ», далее в 2021-2022
году успешно реализована на мосту через р.Каменка по ул. Коровники в г.Суздале,
в 2024 году завершены аналогичные работы на мосту через р.Суйда и р.Систа в
Ленинградской области.
Следует
отметить, и это не маловажно, что при производстве работ на этих мостовых сооружениях
было сохранено движение автотранспорта и пешеходов по одной половине моста.
Эффективность
метода ремонта или реконструкции при усилении конструкции с помощью
преднапряжения высокопрочными прядями неоспоримо лидирует. Во-первых, нынешняя
система преднапряжения на порядок надежнее, при том, что используются средства
малой механизации, новые составы бетонов, клеевые составы, современные
опалубки, подъемно-транспортные механизмы, позволяющие перевозить и монтировать
элементы. Во
вторых, метод экономичен и прост в исполнении, относится к методу работы
неразрушающим способом, присутствует практически только ручной труд бригады из
6÷8 человек, 1÷2 инженера. Возможна работа при отсутствии подключения к
электричеству, например, используя генераторы.
В
третьих, выполняя ремонт конкретном участке нет необходимости в демонтаже
тротуаров, перил, ограждений и возможных коммуникаций, не требуется устройство
объездных дорог, так как работа осуществляется исключительно средствами малой
механизации, без закрытия движения по мостовому сооружению, так и под ним.
На современном этапе развития транспортных
средств, а именно увеличения массы грузовиков и автобусов, нагрузка, как
вертикальная, так и горизонтальная, которой подвергается мостовое сооружение,
превышает допустимую проектную, и если даже вертикальная частично делится и
позволяет проезд (по осям), то горизонтальная составляющая превышает по своему
весу массу этого пролета и особенно при тормозных усилиях сдвигает пролет, в
результате чего происходит сход балок в продольном направлении с опорных частей
и с подферменников, вследствие чего мостовое сооружение становится аварийным и
часто опасно для эксплуатации.
Способы, предлагаемые современными
мостостроителями, часто направлены на решение либо продольного, либо
поперечного усиления, однако часто этого недостаточно для решения проблемы. В
2024 году ООО «НПП СК МОСТ» (автор Казарян В.Ю.) запатентовал «Способ
комплексной реконструкции мостового сооружения» №2827596.
Технический результат предлагаемого
метода достигнут за счет того, что способ комплексной реконструкции мостового
сооружения, включает шпренгельную систему продольного усиления и дополнительно
шарнирное объединение по плите, которые совместно обеспечивают работу по
горизонтали по полной длине всего пролетного строения и по вертикали в полном
сечении. Предлагаемый способ охватывает практически все
типовые проекты усиления пролетных строений, и в тоже время может быть применен
по стадиям, с учетом разграничения по типу и состоянию мостового сооружения и
необходимости капитального ремонта и реконструкции. Предлагаемая система реконструкции подразумевает не
только объединение балок попарно, но и объединение балок вдоль моста, как в
непрерывную цепь в виде неразрезного пролетного строения с усилием в надопорных
участках, так и объединением в температурно-неразрезное пролетное строение по
плите.
ООО «НПП СК МОСТ» ведет работы по ремонту промежуточных опор, усилению
ригелей, усилению пролетного строения высокопрочными канатами, усилению
пролетного строения между надопорными узлами, устройству накладной плиты на объекте:
капитальный ремонт моста через реку Шильна (Боровецкий мост) в г. Набережные
Челны Республики Татарстан.